Медиация – способ урегулирования правового конфликта спорящими сторонами, в котором участвует третье лицо (посредник, медиатор, мировой посредник), способствующий выработке сторонами соглашения, устраивающего обе стороны.

Факторы, способствующие порождению конфликтов:

  • ослабление роли семьи, как основного социального института;
  • социальное расслоение в обществе;
  • потребность родителей с низким доходом работать на 2-3 работах, что порождает безнадзорность детей;
  • наличие миграционных процессов;
  • увеличение количества детей с проблемами в умственном развитии и поведении.

Данные факторы приводят к асоциальным проявлениям среди подростков и молодёжи, таким как детская наркомания, алкоголизм, проституция, безнадзорность, интернетзависимость, преступления и правонарушения, суицидальное поведение пропуски учебных занятий без уважительной причины, конфликтность поведения и т.д.

Администрация школы и педагоги почти ежедневно сталкиваются с конфликтами:

  • между детьми (внутривозрастными и межвозрастными);
  • между детьми и учителями;
  • между учителями и родителями;
  • межучительскими (в самом педагогическом коллективе);
  • педагогами и администрацией;
  • межродительские (конфликты внутри родительского сообщества).

Для создания благоприятной среды в образовательной организации все эти конфликты необходимо вовремя разрешать. Медиация в современном ее понимании – это альтернативный способ урегулирования споров.

С сентября 2015 года в школе действует школьная служба примирения (школьная медиация). Медиационную (примирительную) деятельность осуществляют 6 человек: директор, заместитель директора по воспитательной работе, 2 социальных педагога, 2 педагога-психолога, 3 обучающихся (9,10 классы).

Правовую основу организации школьной службы медиации составляют:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Конвенция о правах ребенка; Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
  • Положение о школьной службе медиации (примирения) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3» от 31.08.2017 № 482;
  • Приказ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3» «Об утверждении положения о школьной службе медиации (примирения)» от 31.08.2017 № 482.

Цель школьной службы примирения:

  • формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

Задачи:

  • создание системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении;
  • создание системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных семей.
  • повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска.

Деятельность школьной службы медиации направлена на формирование безопасной среды не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях. В её основе лежит:

  • разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации, проведение просветительской работы среди коллег и родителей;
  • предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;
  • обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» - это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников).

Принципы работы школьной службы медиации:

  • принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие обучающихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе;
  • принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности;
  • принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

Зачем нужна медиация школе?

Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.). Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

Зачем медиация нужна родителям?

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Зачем медиация нужна детям?

В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

Чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

Процедура применения медиативного подхода в работе школьной службы примирения:

  • Шаг 1. Получение сигнала от учителей, обучающихся или родителей (докладная записка, заявление, служебная записка).
  • Шаг 2. Изучение полученного сигнала, определение тактики ведения диалога.
  • Шаг 3. Определение медиатора или команды медиаторов (2-3 человека).
  • Шаг 4. Встреча с участниками спора.
  • Шаг 5. Оформление протокола.
  • Шаг 6. Обсуждение встречи медиаторами. Выработка решения, направленная на организацию коррекционной работы с участниками спора и профилактической работы с участниками образовательных отношений.

Процедура медиации энергозатратна как для участников спора, так и для медиаторов. Иногда приходится проводить поэтапно по 2-3 встречи сначала с одной, затем с другой стороной, прежде чем вывести на конструктивный разговор обе стороны.

В медиации выход из спора ищут и находят сами спорщики, а медиатор выступает не как обычный посредник или судья, а как помощник, который способствует диалогу, не стараясь повлиять на его исход и не навязывая готовых решений. Медиация – это метод, при котором спорщики при незаинтересованной и нейтральной поддержке медиатора сами контролируют свой спор и берут на себя ответственность за его разрешение, получая при этом важный опыт выхода из конфликта. (Конфликт в классе)

Медиация направлена на разрешение разногласий на основе взаимного удовлетворения всех вовлеченных в спор сторон. Поддерживается право (и возможности) каждого защищать и отстаивать свои интересы, признавая при этом за своим оппонентом равное право на такие же действия – при условии не нанесения ущерба другим.

Это относится и к детям, и к взрослым – ведь для учителя так же важно чувство защищенности и комфорта, которое способствует сохранению и развитию его профессиональных навыков, и, в итоге, положительно сказывается на качестве образования.

В медиации никто ни за кого никаких решений не принимает. Роль детей-медиаторов, также как и взрослых медиаторов, заключается в том, чтобы помочь своим сверстникам с наименьшими потерями разрешить разногласия. Они ни в коем случае не станут принимать решения за спорщиков, или навязывать им какой-либо готовый вердикт.

Школьная медиация создает основу для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении. А лишь удовлетворив эту базовую потребность, потребность в безопасности, мы можем рассчитывать на эффективность работы системы и появление глубинной потребности к получению знаний, познанию мира, открытости к нему.

Функционирование школьной службы медиации позволяет:

  • сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;
  • повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;
  • сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;
  • повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;
  • обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;
  • создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;
  • оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.

zapis v shkolu

zapis v shkolu

zapis v shkolu

zapis v shkolu

zapis v shkolu

zapis v shkolu

hantynewyears

Яндекс.Погода